Ядерная программа Северной Кореи начала реализовываться в начале 1950-х годов с помощью СССР и Китая. Примерно в середине 1980-х годов были получены данные, что КНДР научилась производить оружейный плутоний, необходимый для создания атомной бомбы.
Прямых доказательств, что КНДР уже произвела все необходимое, на самом деле, до сих пор нет, несмотря на заявления руководства КНДР. Однако, как отмечает американское информационное агентство Washington ProFile, эксперты ЦРУ считают, что это не составит для северокорейских ядерщиков особого труда. И это мнение, по-видимому, имеет под собою основания.
Достаточно вспомнить, что СССР после разрушительной войны сумел буквально за пять лет создать свое ядерное оружие. Почему это не может сделать абсолютно военизированный северокорейский режим.
По оценкам научного сотрудника Центра Карнеги за Международный мир Джона Волфстала, ежегодно Северная Корея может производить до 190 кг плутония. Этого количества достаточно для производства 50 атомных зарядов.
Американцы утверждают, что им достоверно известно, что около 25 кг оружейного плутония ныне хранится на одном из северокорейских складов.
Большинство специалистов, таким образом, сходятся во мнении, что Северная Корея обладает ядерными материалами, достаточными для производства одной или двух атомных бомб.
Ядерные программы Северной Кореи вызывают большое беспокойство США, потому что КНДР также обладает развитыми ракетными технологиями. В частности, северокорейские ракеты, способные нести ядерные боеголовки, в состоянии нанести удар по территории США.
Кроме того, Северная Корея стала одним из крупнейших мировых экспортеров ракетных технологий - с ее помощью строят свои боевые ракеты Египет, Иран, Ливия, Пакистан и Сирия. Фактически, именно "ракетная угроза" со стороны КНДР стала одним из поводов для начала развертывания системы Национальной Противоракетной Обороны США (Северная Корея отнеслась к этим действиям США с неодобрением).
История северокорейской ракетной программы
Создание ракетного потенциала Северной Кореи относится к периоду 60-х годов прошлого века, когда руководству КНДР стало очевидно, что в случае военного конфликта с Республикой Корея у бомбардировочной авиации северян нет шансов прорваться к целям в глубине обороны противника. Уже в этот период времени отношения между СССР и КНДР складывались таким образом, что Москва не хотела излишне вооружать Пхеньян, который использовал бы полученное оружие, не считаясь с советскими интересами. Поэтому СССР поставлял в КНДР зенитно-ракетные комплексы и тактические ракеты малой дальности.
В 1965 году в КНДР было поставлено восемь пусковых установок ракет "Луна-10" (ЗР10), из которых был создан первый в Корейской народной армии отдельный ракетный полк. Однако ракеты "Луна" обладали ограниченной дальностью - не более 55 км. Хотя этого вполне было достаточно для обстрела Сеула, центр которого находится всего в 50 км от демаркационной линии, отмечает газета "Золотой рог".
С 1974 года Южная Корея начала реализацию своей собственной ракетной программы, спроектировав ракету "Пэкком" ("Белый медведь"). Предполагалось, что этот комплекс послужит оружием ответного удара.
Поскольку СССР категорически отказывался вооружить КНДР баллистическими ракетами, в КНДР решили обратиться к Китаю. В апреле 1975 года Ким Ир Сен во время личных переговоров с Мао Цзе-Дуном сумел получить согласие на поставку баллистических ракет с дальностью 600 км. Правда, готовой подходящей системы в Китае не имелось и ее следовало разработать. Соответствующие проектные разработки начались немедленно, но их реализации помешали изменения в расстановке политических сил в АТР. К 1978 году Китай рассорился с СССР и фактически заключил союз с США. Все работы по передаче северянам ракетных систем, дабы не раздражать Штаты, были свернуты.
КНДР ничего не оставалось делать, как только начать разработку собственных ракетных вооружений. За основу была взята неуправляемая твердотопливная ракета советского производства "Луна-М" (9м21) образца 1964 года. Эти ракеты могли доставлять боезаряд весом 450 кг на расстояние до 70 км. К этому моменту времени подобные комплексы уже поставлялись в Египет и Сирию. Поскольку "Луну-М" непосредственно у Советского Союза купить не удалось, северяне договорились с Египтом, который и продал несколько пусковых установок с десятком ракет. Эта модель была скопирована северокорейскими инженерами и пошла в серию.
В 1980 году КНДР купили в Египте более серьезную систему советского производства - жидкотопливную ракету Р-17 (версия 9к72), известную на Западе, как "СКАД-Б". Кстати, эта система и сейчас находится на вооружении российской армии. Она обладает дальностью до 30 км и способна нести боевой заряд весом в тонну. Характеристики ее вполне устраивали КНДР, так как позволяли поражать цели на большей части территории Южной Кореи. К 1984 году в КНДР завершили копирование системы и провели испытания. Ракета получила условное обозначение "Хвасон-5".
В своем первом варианте она была точной копией советского прототипа, но со временем северянам удалось увеличить ее дальность. Для того чтобы повысить точность ракеты, северокорейские спецслужбы попытались добыть необходимые технологии за границей. В этих целях использовалась завербованная агентура из числа иностранцев. В 1984 году в Нью-Йорке ФБР задержало иранского бизнесмена, который пытался поставить в КНДР части для системы наведения. В 1987 году советской контрразведкой был выявлен слушатель Академии им. Фрунзе, пытавшийся скопировать материалы, касающиеся ракетных технологий.
В 1988-1990 годах "Хвасон-5" была серьезно модернизирована. Новая ракета "Хвасон-6" при весе боевой части в 700 кг имела дальность полета 500 км. Это позволило поражать цели на всей территории Южной Кореи. Всего по различным оценкам северянами было произведено до 1000 ракет подобного типа.
К 1990 году КНДР стала именовать себя "ракетной державой". Несмотря на бедность и технологическую отсталость страны, северокорейские инженеры при помощи разведки сумели разработать и поставить на вооружение своей армии относительно современные комплексы. В этих условиях политическим руководством страны было принято решение перейти к производству ракет большой дальности. Во многом это было обусловлено тем, что с середины 80-х годов прошлого века в Северной Корее интенсивно велись работы по созданию ядерного оружия, которое, естественно, нуждается в средствах доставки.
Первой северокорейской ракетной системой, которая могла поражать цели за пределами Корейского полуострова, стала "Нодон-1". Однако пробный пуск закончился катастрофой - ракета взорвалась на стартовой площадке. Последующие пуски в 1993 году прошли успешно. На испытания приглашались и потенциальные покупатели - иранские и пакистанские военные. К началу 2000 года, по оценкам различных экспертов, было произведено от 75 до 100 ракет этого типа. "Нодон-1" представляет собой увеличенный в полтора раза "Хвасон-6". По утверждениям западных источников, в работах над этой ракетой принимали участие специалисты стран СНГ. Обладая дальностью 1300-1500 км и весом боевой части 700-1200 кг, "Нодон-1" может угрожать таким крупным городам, как Пекин, Тайбэй, Токио, и Хабаровск.
В середине 90-х годов в КНДР начались работы над многоступенчатыми ракетными системами, которые уже могли бы считаться межконтинентальными. Появились "Тэпходон-1" (дальность 2000 км) и "Тэпходон-2" (7000 км). Последний проект известен тем, что послужил основой для первой северокорейской космической ракеты, которая была запущена 31 августа 1998 года с полигона "Мусанри". Корейцы утверждают, что спутник был выведен на орбиту и приступил к выполнению миссии - трансляции революционных песен. Однако по данным американской космической разведки, никаких песен с орбиты доноситься не могло, так как спутник не вышел на орбиту и упал в Тихий океан в 4000 км к юго-востоку от Кореи.
1985 КНДР присоединяется к Договору о нераспространении ядерного оружия.
1986 КНДР обвиняет США в превращении Южной Кореи в крупнейшую ядерную военную базу на Дальнем Востоке и призывает сделать Корейский полуостров безъядерной зоной.
1989 США, Япония и другие страны, обеспокоенные возможностью создания в КНДР ядерного оружия, призывают эту страну разрешить проведение международных инспекций на своей территории.
23 декабря 1991 представитель МИД КНДР заявил, что в Пхеньяне согласны на подписание соглашений о безопасности, вытекающих из Договора о нераспространении ядерного оружия.
30 января 1992 подписано соглашение о гарантиях ядерной безопасности между КНДР и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ)по Договору о нераспространении ядерного оружия.
9 апреля 1992 Верховное народное собрание КНДР ратифицировало соглашение о гарантиях ядерной безопасности с МАГАТЭ.
10 апреля 1992 - В КНДР вступил в строй ядерный ускоритель, полученный по линии техпомощи МАГАТЭ и собранный при техническом содействии специалистов из бывшего СССР. Это вызвало можный нажим на КНДР со стороны США и Южной Кореи.
1993 КНДР объявляет о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, а в мире растут подозрения, что там разрабатывается ядреная программа.
1994 КНДР и США подписывают рамочное соглашение в Женеве. КНДР обязуется заморозить и в конечном итоге полностью демонтировать свою ядерную программу, а взамен получает экономическую помощь извне и две атомные электростанции, которые построят американцы.
31 августа 1998 года КНДР осуществила запуск многоступенчатой ракеты, которая перелетела через Японию и упала в Тихий Океан. Тем самым было доказано, что при желании корейцы могут нанести удар по любому из японских островов.
17 ноября 1998 года США и КНДР проводят в Пхеньяне первый раунд переговоров на высшем уровне. На переговорах выясняется, действительно ли корейцы начали строительство подземного ядерного объекта. Американская сторона требует допуска в страну инспекторов по атомной энергии.
27-февраля - 16 марта 1999 года КНДР соглашается впустить инспекторов МАГАТЭ взамен на поставки продовольственной помощи.
Май 1999 года Американские инспектора не нашли в Северной Корее ничего, что бы указывало на продолжение работ в рамках ядерной программы.
25-28 мая 1999 года Глава Пентагона Уильям Перри в Пхеньяне излагает предложение Соедиенных Штатов о разоружении.
13 сентября 1999 года КНДР обязуется заморозить испытания ракет дальнего радиуса действия до тех пор, пока не завершатся переговоры.
17 сентября 1999 года Клинтон согласился смягчить экономические санкции против Северной Кореи, наложенные в 1953 году.
Декабрь 1999 года Международный консорциум во главе с США подписывает контракт на $4,6 млрд на строительство двух атомных АЭС в КНДР.
Июль 2000 года Пхеньян угрожает разморозить ядерную программу, если США не компенсируют им убытки, понесенные в связи с недостатком электроэнергии, поскольку обещанные АЭС так и не построены.
Июнь 2001 КНДР угрожает, что пересмотрит мораторий на проведение испытаний ракет, если Вашингтон не возобновит контакты, направленные на нормализацию отношений.
Июль 2001 года Госдепартамент США заявил, что в Северной Корее ведутся работы по усовершенствованию ракет дальнего радиуса действия и прошли испытания ракеты "Тайподонг-1".
Декабрь 2001 года Президент Буш предупреждает, что Ирак и КНДР "понесут ответственность", если будут разрабатывать оружие массового поражения и терроризировать ими соседние страны.
29 января 2002 года Буш причисляет КНДР, Ирак и Иран к "оси зла", которая угрожает миру оружием массового уничтожения.
6 апреля 2002 года КНДР соглашается возобновить диалог с США и Южной Кореей.
14 августа 2002 года Северная и Южная Кореи возобновляют встречи на неофициальном уровне и начинают медленный курс на сближение.
25 сентября 2002 года Президент Буш собирается отправить в Пхеньян своего представители и возобновить переговоры.
7 октября 2002 года Пентагон призывает Северную Корею предоставить доступ к 4 американским военнослужащим, дезертировавшим в 60-е годы и живущим в Пхеньяне.
13 октября 2002 года Северная Корея предупреждает, что "враждебное отношение со стороны США" мешало корейцам искать американских солдат,пропавших без вести в годы войны 50-53 гг.
16 октября 2002 года В Пхеньяне руководство КНДР сообщило посланнику США Джеймсу Келли, что в стране продолжается разработка ядерного оружия в нарушение рамочного соглашения от 1994 года.
28 февраля 2004 года из-за претензий Пхеньяна переговоры по ядерной проблеме КНДР завершились ничем.
13 мая 2004 года Пхеньян отверг требования США по урегулированию ядерной проблемы и пригрозил США создать "более внушительные силы ядерного сдерживания".
23 июня 2004 года глава делегации КНДР на шестисторонних переговорах в Пекине Ким Ге Гван пообещал, что КНДР готова выдвинуть конкретный план по денуклеаризации полуострова, если США согласятся с идеей выплаты компенсаций Пхеньяну в ответ на замораживание его ядерной программы. США тогда же доопустили готовность исключить КНДР из "оси зла", если Пхеньян демонтирует свои ядерные объекты.
23 августа 2004 года Пхеньян отказался участвовать в консультациях по ядерной программе КНДР из-за "враждебной политики США".
9 сентября 2004 года мощный взрыв произошел в северной провинции КНДР Янгандо. США проявили серьезный интерес к взрыву 9 сентября, "заметив его со спутника", в Вашингтоне предположили, что взрыв имеет отношение к ядерным испытаниям.
17 октября 2004 года генеральный секретарь кабинета министров Японии Хироюки Хосода выступил с утверждением, что КНДР уже создала ядерное оружие с использованием плутония, аналогичное американской бомбе, сброшенной в августе 1945 года на Нагасаки.
2- 4 декабря 2004 года Россия, Китай, США, Япония и оба корейских государства провели три раунда переговоров, направленных на снижения ядерного кризиса на Корейском полуострове. Однако они не привели ни к каким конкретным договоренностям.
10 февраля 2005 года КНДР признала, что имеет ядерное оружие "оборонительного" характера.
8 мая 2005 года глава МАГАТЭ Мухаммед Эль-Барадеи заявил, что он "очень и очень обеспокоен" возможностью ядерного испытания в КНДР. По его данным, оружейного плутония должно было хватить минимум на пять ядерных зарядов.
24 мая 2005 года Северная Корея, провозгласившая себя ядерной державой, заявила, что может в случае угрозы для ее безопасности нанести превентивный удар по США.
30 мая 2005 года Белый дом намекнул Пхеньяну, что силовой вариант решения корейской проблемы не исключен.
7 июня 2005 года КНДР уведомила США, что готова возобновить переговоры по ядерной программе.
19 сентября 2006 года КНДР в рамках шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова пообещала "отказаться от ядерного оружия и нынешних планов, связанных с ядерными разработками, в максимально короткие сроки возобновить свое членство в Договоре о не распространении ядерного оружия, а также возобновить контроль над ядерными разработками со стороны МАГАТЭ". В обмен Северная Корея добивалась права на мирное использование ядерной энергии, а также возможность строительства ядерного реактора на легкой воде.
11 ноября 2005 года на пятом раунде шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР объявлен перерыв "на неопределенное время". Представители России констатировали, что "подвижек в позициях КНДР и США нет".
19 декабря 2005 года МИД КНДР заявил, что "Северная Корея будет наращивать свой оборонный потенциал, включая силы ядерного сдерживания". Заявление стало ответом на принятие 16 декабря Генеральной ассамблеей ООН резолюции, осуждающей Пхеньян за критическое положение дел с правами человека в стране.
9 марта 2006 года КНДР провела испытания двух ракет ближнего радиуса действия у границы с Китаем. Одновременно внешнеполитическое ведомство страны вновь ответило отказом на предложение вернуться к переговорам о ядерном разоружении.
19 мая 2006 года американские военные источники сообщили, что Северная Корея готовится к запуску баллистической ракеты повышенной дальности, способной поразить цели на территории США: на главную ракетную базу страны на мысе Мусудан подвезена 35-метровая баллистическая ракета "Тэпходон-2".
9 октября 2006 года КНДР объявила, что провела успешное подземное ядерное испытание. Ядерное испытание, предположительно, было осуществлено внутри горного хребта Хамген, примерно в 130-150 км к юго-западу от границы РФ - российской пограничной станции Хасан.